Героико-патриотическое воспитание молодежи:
состояние и проблемы совершенствования

 

Этой теме было посвящено выездное заседание Координационного совета по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при Председателе Совета Федерации.

Молодежь нуждается в помощи

Заседание Координационного совета открыл его председатель Виктор Алексеевич ОЗЕРОВ.

Подчеркнув актуальность рассматриваемой проблемы, он сказал: “Патриотическое воспитание молодёжи в социальной политике современной России должно играть наиважнейшую роль. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, есть основа сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу.

А между тем за последние годы многое растеряно. Сегодня необходимо крепко задуматься над тем, как избавиться от плодов беспечности, мягко говоря, приведшей к деформации в сознании многих людей самих понятий “патриотизм” и “патриот”, когда слова “патриотическое воспитание” зачастую воспринимаются как “насилие” и “подавление личности”.

Давая оценку проводимой в стране героико-патриотической работе, В.Озеров подчеркнул важную роль в этом деле общеобразовательных школ, школьных музеев, военно-патриотических, военно-спортивных клубов, молодёжных и детских общественных объединений. Отдельно он остановился на роли РОСТО (ДОСААФ) в военно-патриотическом воспитании, которым охвачено более 3 миллионов молодых россиян, занимающихся в тысячах спортивно-технических клубов, кружков и секций, в сотнях автомобильных, морских, радиотехнических и объединённых технических школ.

Чтобы каждый воин был патриотом

С докладом “Актуальные проблемы и пути совершенствования героико-патриотического воспитания военнослужащих Вооружённых Сил” на заседании Координационного совета выступил первый заместитель начальника Главного управления воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации, член Координационного совета генерал-лейтенант Виктор Николаевич БУСЛОВСКИЙ.

Дав общую, в целом положительную, оценку героико-патриотическому воспитанию воинов в Вооружённых Силах, он заострил внимание на имеющихся при этом проблемах и путях их решения. “Во-первых, на наш взгляд, требует корректировки и совершенствования законодательная база государственно-патриотической работы, — сказал он. — Речь идёт о разработке совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Федерального закона “Об организации патриотического воспитания граждан Российской Федерации”. Принятие такого закона позволит определить социально-правовой статус патриотического воспитания, роль, место, задачи и функции каждого органа власти, ведомства, организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания...

Следующая проблема, над которой нам предстоит совместно работать — это качественное решение вопросов подготовки молодёжи к военной службе. Во многих общеобразовательных учреждениях пришла в упадок учебно-материальная база начальной военной подготовки, в нерабочем состоянии находятся стрелковые тиры, учебные классы. Ощущается острая нехватка элементарного оборудования, инвентаря, имущества, учебной литературы и наглядных пособий...

В школах мало квалифицированных военных руководителей. Многие из них не имеют соответствующего образования и не проходили военную службу. Необходимо поднять статус преподавателя ОБЖ до уровня заместителя директора, увеличить ему заработную плату. Это привлечёт в школу грамотных уволенных офицеров, способных организовать военное дело для школьников и активизировать патриотическое воспитание”.

Важным направлением в решении проблемы подготовки молодёжи к военной службе докладчик назвал укрепление делового и конструктивного сотрудничества с РОСТО (ДОСААФ).

“Громадный ресурс патриотической работы заложен в системе довузовской подготовки, — сказал В.Бусловский далее. — Совместно с органами управления образованием предстоит активизировать работу по подготовке старшеклассников к военной службе. Положительные результаты этой деятельности налицо — это и муниципальные военные лицеи, и военно-технические, кадетские, суворовские классы, и специализированные школы казачества, классы юнг и гардемаринов, школы-интернаты с углублённой военно-профессиональной подготовкой.

Выпускники таких классов и школ, как правило, — истинные патриоты России, будущие защитники Отечества, наследники славных боевых традиций армии и флота.

В этом направлении нужны совместные действия различных заинтересованных министерств, ведомств и общественных организаций. Серьёзный шаг в этом направлении — проведённый 8 апреля этого года в Культурном центре ВС по инициативе Минобрнауки и Минобороны России, Российского союза молодёжи и РОСТО (ДОСААФ) “круглый стол” по проблеме “Взаимодействие государственных органов и общественных объединений в организации работы с допризывной молодёжью в интересах патриотического воспитания”. По результатам обсуждения указанной проблемы стороны вынесли решение о подписании в ближайшем будущем четырёхстороннего Соглашения о взаимодействии в работе по патриотическому воспитанию граждан РФ допризывного и призывного возраста...”

Большое внимание докладчик уделил проблемам, которые могут возникнуть не только в формах и методах патриотического воспитания, но и в целом во всей воспитательной работе в связи с переходом в ближайшей перспективе на комплектование Вооружённых Сил преимущественно на контрактной основе. Сказал он также о такой сегодняшней трудности в Вооружённых Силах, как отсутствие профильных военно-учебных заведений по подготовке офицеров-воспитателей. Отсюда их некомплект в войсках.

Одним из важных путей активизации патриотического воспитания военнослужащих докладчик назвал военно-шефскую работу, которая уже сегодня приносит положительные результаты.

Наиболее результативно в этом плане работают на Военно-морском флоте, сказал он. Очень неплохая практика сложилась в РВСН по взаимодействию с теми субъектами Российской Федерации, на территории которых они дислоцируются.

Завершая свой доклад, В.Бусловский подчеркнул, что проблема повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих и молодёжи, формирования государственно-патриотического сознания гражданина России сложна и многогранна. Роль и место Вооружённых Сил в этом деле общепризнаны. И если в обществе, как и прежде, об армии будут судить как о школе жизни, воспитания и патриотизма, — сказал докладчик, — то мы будем полагать, что свою часть пути в этом длительном процессе прошли достойно.

Патриотизм должен стать сутью государственной политики

С содокладом “Состояние и пути совершенствования государственно-патриотического воспитания во Внутренних войсках МВД России” выступил заместитель главнокомандующего Внутренними войсками МВД генерал-лейтенант Сергей Степанович ТОПЧИЙ.

Проанализировав современное состояние государственно-патриотического воспитания в войсках, которое, “являясь структурным элементом воинского воспитания, направлено на мобилизацию личного состава на осознанное выполнение поставленных служебно-боевых задач”, он назвал основные направления деятельности в этой важнейшей сфере.

“Первое направление — это работа с допризывной молодёжью, учащимися, военнослужащими по формированию патриотических качеств будущих защитников Отечества, — сказал С.Топчий. — В этих целях во всех воинских частях внутренних войск на постоянной основе проводятся дни призывника, дни открытых дверей, уроки Мужества, различные спортивно-массовые мероприятия, в том числе военно-спортивная игра “Зарница”. Действующие 87 различных клубов по интересам, которые объединяют около 5 тысяч человек, пользуются у допризывной молодёжи большой популярностью...

Активное участие военнослужащие внутренних войск принимают в работе и с подростками из неблагополучных семей. К примеру, в 2004 году было создано 8 военно-спортивных лагерей, в которых провели лето более 2500 таких подростков... Проводимая работа, с одной стороны, формирует качества защитника Отечества, с другой — вырабатывает патриотизм”.

Следующими направлениями выступавший назвал работу по воинскому и героико-патриотическому воспитанию самих военнослужащих, которая ведётся в войсках в соответствии с программой государственно-патриотического воспитания и директивой Д-19-2004 г. “О совершенствовании государственно-патриотического и воинского воспитания военнослужащих Внутренних войск МВД России” и пропаганду примеров мужества и героизма военнослужащих внутренних войск, проявленных при выполнении служебно-боевых задач.

В заключение своего выступления С.Топчий дал оценку проекту программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы”: “Как и первая программа, она в своей основе сориентирована на методические и издательские аспекты, представительные мероприятия. Это важно, но недостаточно, чтобы формировать чувства патриотизма и гражданственности. Наиболее остро они проявляются в военной службе, которая представляет сплав поведения и долга, где патриотизм является движущей силой. Необходимо больше уделять внимания деятельностным формам воспитания долга и патриотизма, активной гражданской позиции. Именно она в войсках формирует систему ценностных норм, служит основополагающим механизмом формирования таких качеств, как верность службе, любовь к Родине...

РОСТО (ДОСААФ) — школа патриотов

Со вторым содокладом на заседании Координационного совета выступил председатель ЦС РОСТО (ДОСААФ) Анатолий Сергеевич СТАРОДУБЕЦ.

Он отметил, что оборонная Организация, созданная как союзник государства в укреплении страны, как своеобразная школа технической подготовки молодёжи к труду и защите Отечества, практически сразу же стала и школой патриотов. И сегодня эта традиция продолжается —преемственность целей оборонной Организации находит своё воплощение в практике военно-патриотической и оборонно-массовой работы РОСТО (ДОСААФ).

“Мы гордимся тем, что у РОСТО (ДОСААФ) есть собственная база героико-патриотического воспитания, — сказал выступавший. — Это помогает нам учить курсантов мужеству и любви к Родине на примерах и подвигах наших воспитанников, имена которых знает вся страна. В настоящее время 10 школам и аэроклубам присвоены имена знаменитых земляков — Героев Советского Союза и Российской Федерации. В честь Героев учреждаются призы для награждения по итогам проводимых соревнований и конкурсов среди учебных групп. В школах РОСТО (ДОСААФ) ведутся книги Почёта и журналы истории. Обеспечению эмоциональной насыщенности учебно-воспитательного процесса способствует и сложившаяся в организациях РОСТО (ДОСААФ) система ритуалов и смотров-конкурсов, многочисленные формы внеучебной и военно-шефской работы...

По поручению Правительства РФ РОСТО (ДОСААФ) содействует развитию 23 авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, которые являются сегодня важным средством воспитания молодёжи, подготовки её к труду и защите Отечества. Сеть спортивных организаций РОСТО (ДОСААФ) в центре и на местах насчитывает более 2 тысяч спортивно-технических, авиационно-спортивных и стрелковых клубов, клубов служебного собаководства, детско-юношеских спортивных школ, в которых одновременно занимаются более 1,5 миллиона человек.

Занимая лидирующие позиции в мире, спортсмены РОСТО (ДОСААФ) своими достижениями создают необходимые условия для воспитания патриотизма, способствуют выработке у сограждан чувства достоинства и гордости за свою страну...

Инструментами реализации задач военно-патриотического воспитания в области развития технических и военно-прикладных видов спорта являются проводимые с участием РОСТО (ДОСААФ) спартакиады молодёжи России допризывного возраста, всероссийские финалы военно-спортивной игры “Победа”, другие массовые соревнования для подростков и молодёжи”.

Крупными мероприятиями с участием РОСТО (ДОСААФ) в рамках реализации государственной программы патриотического воспитания граждан РФ, проведёнными в 2004 году, докладчик назвал Всероссийский слёт юных патриотов “Равнение на Победу”, торжественное открытие и закрытие “Вахты памяти-2004” в г. Санкт-Петербурге и в г. Брянске с подведением итогов работы и поощрением поисковых отрядов и объединений, а также слёт “Постов № 1” в г. Твери. “Сотни участников этих мероприятий были награждены грамотами, дипломами, ценными подарками и сувенирной продукцией РОСТО (ДОСААФ), — сказал А.Стародубец. — Важное патриотическое значение имело учреждение Центральным советом РОСТО (ДОСААФ) для награждения коллективов учебных заведений, ветеранских организаций, молодёжных объединений и граждан России за лучшие результаты по патриотическому воспитанию медали “Первый трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин”, юбилейной медали “75 лет ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ-РОСТО”, Почётной грамоты Центрального совета РОСТО (ДОСААФ) и звания “Образцовая” (для присвоения учебным организациям).

На патриотической волне сегодня работают более 3 тысяч центров, классов и уголков военно-патриотического воспитания, около 700 комнат боевой славы и музеев РОСТО (ДОСААФ), свыше 6 тысяч единиц современных технических средств обучения и воспитания, военно-патриотические клубы и объединения...

Нынешний год — год 60-летия Великой Победы и завершающий в деле реализации госпрограммы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы”. В этой связи, в рамках Всероссийского месячника оборонно-массовой работы, ЦС РОСТО (ДОСААФ) в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. открыл Военно-патриотическую акцию “Во славу Великой Победы”, которая включает цикл патриотических мероприятий и рассчитана на весь год.

Итоги четырёхлетней работы по выполнению федеральной и региональных программ патриотического воспитания дают основание для уверенности в том, что позиции РОСТО (ДОСААФ) в формирующейся сегодня государственной системе патриотического воспитания будут укрепляться. Дальнейшие перспективы развития нашей организации, повышения её вклада в военно-патриотическую работу мы видим прежде всего в усилении общественно-государственного характера деятельности РОСТО (ДОСААФ). Решая государственные задачи, мы вправе рассчитывать на соответствующую поддержку со стороны государства — организационную, информационную, финансовую. Опыт последних лет показал, что без такой поддержки добиться устойчивых, системных результатов невозможно. Свои надежды мы связываем с принятием Федерального закона “Об оборонной спортивно-технической деятельности в Российской Федерации”, проект которого в настоящее время проходит согласование в Правительстве”.

Патриотизм - категория стратегическая

В обсуждении доклада и содокладов приняли участие: заместитель главнокомандующего ВВС по воспитательной работе полковник Сергей Иванович Шевченко, начальник отдела молодёжной политики Министерства образования и науки РФ Зоя Ивановна Пойманова, начальник Военно-мемориального центра ВС РФ генерал-майор Александр Валентинович Кирилин, директор Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ Юрий Петрович Квятковский, заместитель председателя Комитета ветеранов войны и военной службы генерал-полковник Виктор Михайлович Кожбахтеев.

По итогам состоявшегося заседания Координационный совет выработал соответствующие рекомендации Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, субъектам РФ, которые в настоящее время рассматриваются и по которым принимаются необходимые решения. Это даёт основание полагать, что многие проблемы по героико-патриотическому воспитанию молодёжи удастся решить положительно.

На заседании Координационного совета присутствовала делегация из Таджикистана: председатель Центрального комитета Организации содействия обороне Республики Таджикистан генерал-лейтенант Камолов Саиданвар Косимович и его первый заместитель генерал-майор Раджабов Сафарали Раджабович.

По завершении заседания Координационного совета состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности между РОСТО (ДОСААФ) и Организацией содействия обороне Республики Таджикистан. За Российскую оборонную спортивно-техническую организацию Соглашение подписал председатель Центрального совета РОСТО (ДОСААФ) Анатолий Сергеевич Стародубец. За Организацию содействия обороне Республики Таджикистан — председатель Центрального комитета этой Организации Саиданвар Косимович Камолов.

Николай Панюков