45-лет со дня образования Вяземского Учебного авиационного центра РОСТО (ДОСААФ)

История аэродрома " Вязьма - Двоевка " уходит в далёкие военные годы , где в 1941 году базировались и вели боевые действия 32- й и 401- й истребительные авиаполки , А во время оккупации Смоленщины фашистами , этот аэродром был занят одной из немецких авиационных частей . 12 марта 1943 года советские войска освободили Вязьму и началось восстановление города и аэродрома . В послевоенный период в Двоевке базировались боевые самолеты , в память о них в городке установлен на постамент МиГ -17. С этим местом связаны судьбы многих поколений авиаторов , защитников неба Родины .

2 июня 1960 года здесь был образован Вяземский учебный авиационный центр ДОСААФ СССР , который занимался подготовкой офицеров на самолётах УТИ , МиГ -15, МиГ -15 бис и МиГ -17. Лётный состав прибывал из воинских частей и из запаса , обслуживающий персонал набирался из местных жителей . В 1981 году Вяземский УАЦ перешёл на новые типы самолётов Л -29 и продолжил подготовку резерва для ВВС .

В 1972-1973 годах в Вяземском небе обучалась полётам на реактивных самолётах будущий дважды Герой Советского Союза лётчик - космонавт СССР Светлана Савицкая , ставшая Почётным гражданином города Вязьмы . Воспитанник центра полковник В . Глушко, одним из первых на авианосце освоил самолёт Як -38 с вертикальным взлётом и посадкой .

В разные годы ВУАЦ посещали известные люди страны : знаменитые летчики - асы , трижды Герои Советского Союза А . Покрышкин и И . Кожедуб , генеральный конструктор суховской фирмы М . Симонов , адмирал флота Г . Егоров и генерал - полковник С . Харламов . Все они придавали большое значение работе учебного авиационного центра , его важной роли в деле подготовки авиационных кадров для Вооруженных Сил .

В июне 1987 года в Вяземском центре была создана пилотажная группа , получившая название " Русь ". Из ВВС были переданы первые десять самолётов Л -39 " Альбатрос " чехословацкого производства фирмы " Аэро - Водоходы ", Началась ускоренная теоретическая подготовка и тренировки на групповую слетанность . В августе того же года настоящим " боевым крещением " группы " Русь " стало её выступление в составе девяти самолётов на авиационном параде в Тушино . Это послужило началом официального признания пилотажной группы.

Параллельно с демонстрационными полетами в центре велась подготовка летчиков - курсантов для резерва ВВС , Казалось бы , ничто не могло помешать летать известной пилотажной группе, но, к сожалению, получилось иначе. Государство стало уменьшать помощь и поддержку аэроклубам, а с 1990 года началось массовое закрытие учебных авиационных центров. Команда Вяземского центра прошла через трудные испытания, сумев единственной выжить из 11 существовавших авиацентров. Не только выжить, но и возродить свою "Русь". Причем, вяземские пилотажники смогли громко заявить о себе и на международной арене, несмотря на мизерное обеспечение топливом и крайне низкое финансирование. Так, в 1997 году Чехия пригласила нашу группу для участия в авиашоу в Праге и военно-авиационном празднике в Градец-Кралове. Здесь же встретились конкуренты нашей "Руси" - словацкая команда "Белые альбатросы", тоже летающие на Л-39. Итогом показательных выступлений групп в летной программе стало признание высокого мастерства российской пилотажной группы, Сами чехи заявили, что лучше русских на самолётах Л-39 в мире не летает никто.

"Русь" неоднократно выступала на различных праздниках у нас в стране, в Белоруссии, в Латвии она участница всех салонов МАКС в Жуковском. Ёе полеты - всегда истинное украшение воздушной феерии на любом авиашоу и на фестивалях пилотажных групп. Каждый из лётчиков - профессионал высокого класса, прошедший сложную многолетнюю школу высшего пилотажа на реактивных самолётах. Эскадрилья "Русь" - национальное достояние России, её хорошо знают и любят у нас в стране и за рубежом. За свой доблестный труд лётчики и обслуживающий персонал удостоены государственных наград.

В настоящее время пилотажная группа "Русь" состоит из 8 лётчиков 1-го класса. Ведущий группы - Станислав Дрёмов, а солист группы, мастер спорта - Валерий Соболев. Руководят полетами бывшие лётчики "Руси": Николай Жданов и Евгений Бурчанов. Неотъемлемая и важнейшая составная часть группы - это её инженерно-технический состав - профессионалы высокого уровня, с большим опытом работы, настоящие энтузиасты своего дела. Все работы на авиатехнике выполняются под руководством инженеров В.Н. Воронцова, В.А. Чурченкова, А.А. Котова, ГА. Малярова.

И пилотажная группа "Русь", и сам Вяземский учебный авиационный центр были сохранены, живут и развиваются сегодня только благодаря упорному и нелегкому труду единомышленников - людей, преданных небу, ценящих летную профессию, отстоявших в сложное время перемен свое благородное и полезное для всего Отечества дело. Руководит центром с 1991 года полковник Казимир Тиханович. Результат 45 летней работы центра - подготовлены четыре с половиной тысячи лётчиков-истребителей, сотни специалистов НАС и парашютистов.

Сейчас в Вяземском УАЦ начался самый напряженный летний период, когда все силы задействованы на подготовку лётчиков ВВС РФ и курсантов Военной академии Республики Беларусь. Гудят самолеты на аэродроме Двоевка, идут полеты - значит центр живет и работает, значит продолжается учеба. И ещё это значит, что мы будем не раз с восторгом и замиранием сердца смотреть в небо, где рисует фигуры пилотажа и оставляет дымные росчерки группа с прекрасным названием "Русь".

Вячеслав Головушкин