Выступление заместителя председателя
ЦС РОСТО (ДОСААФ) – представителя ЦС РОСТО (ДОСААФ)
в Центральном федеральном округе РФ -
председателя Московского областного cовета
РОСТО (ДОСААФ) Ю.Ф.Камышанова

Товарищи делегаты!

Прежде всего, позвольте поблагодарить вас за предоставленную возможность выступить и высказать мнение региональных организаций Центрального федерального округа по основополагающим тенденциям общественно-государственной деятельности РОСТО (ДОСААФ).

Не претендуя на истину, хотелось бы, прежде всего, отметить, что все мы являемся участниками знакового события. Ведь, пожалуй, впервые с 1991 года – года создания Российской оборонной спортивно-технической организации - делегатам съезда сегодня необходимо не просто скорректировать цели и задачи, а определить пути дальнейшего стратегического развития всей организации.

В докладе нам было предложено два таких направления. История ОСОАВИАХИМа и ДОСААФ наглядно свидетельствует, что никогда даже такое государство как СССР не финансировало в полном объеме деятельность этих организаций. Другое дело, что создавались благоприятные условия для использования потенциала этих оборонных организаций, ее членов, членских взносов, доходов от лотерей, издательской и других видов деятельности в интересах государства, а именно приобретения техники, строительства школ для подготовки военно-обученных специалистов и кадров массово-технических профессий, авиационных и спортивных клубов для развития технических видов спорта, объектов военно-патриотического воспитания молодежи. С момента перехода государства к рыночной экономике отношения с общественными организациями кардинально изменились. И сама повседневная жизнь, и практика работы подсказали выход. В ряде региональных организаций РОСТО (ДОСААФ) уже сегодня реализуется общественно-государственное партнерство с органами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.

В силу административно - территориального и экономического положения Центрального федерального округа, а это:

  • 18 субъектов РФ;
  • 4% территории РФ;
  • 27% населения;
  • 60% потенциала науки, перерабатывающей промышленности, образования и сферы услуг;

Организации Центрального округа РОСТО (ДОСААФ) вносят свой заметный вклад в решение государственных задач.

Судите сами:

  • более 20% членов РОСТО (ДОСААФ);
  • 26% образовательных учреждений осуществляют подготовку специалистов по ВУС;
  • 21% плана Гособоронзаказа на 2006 г
  • 49% медалей завоеванных на международных соревнованиях. Общественным признанием важности решаемых нами задач стало участие организаций в выборах общественного совета при полномочном Представителе Президента РФ в ЦФО и вхождение в него представителей Смоленской и Московской областных организаций РОСТО (ДОСААФ).

Реализовать на практике все вышеперечисленные задачи на региональном уровне без сложившейся системы взаимоотношений и государственной поддержки органами законодательной и исполнительной власти областей, муниципальных образований, органами военного управления, территориальных управлений федеральных министерств было бы невозможно. Согласитесь, что заключение соглашений с губернаторами областей открыло для всех нас новые возможности.

Но этот сложившийся механизм общественно-государственного партнерства не идеален, требует корректировки и совершенствования, и главное, о чем говорилось в докладе, - практического оформления на федеральном уровне.

В Москве, Московской, Белгородской, Смоленской, Брянской, Владимирской, Калужской, Курской, Ивановской, Тульской и др. областях, губернаторы ежегодно подводят итоги не только призыва на военную службу, но и подготовки специалистов по ВУС. Ставятся задачи министерствам, ведомствам, военным комиссариатам, организациям РОСТО (ДОСААФ).

Во многом благодаря этому, Государственный оборонный заказ выполнен практически всеми нашими организациями, кроме Тверской области, где он выполнен на 64,8%. Соответствующими соглашениями с комитетами по физической культуре и спорту Москвы, Брянской, Белгородской, Воронежской, Московской, Калужской, Смоленской, Тамбовской и др. областей организации РОСТО (ДОСААФ) определены как координаторы развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта в этих субъектах.

Широко известен в стране опыт взаимодействия правительства Белгородской области и облсовета РОСТО (ДОСААФ) по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовки ее к службе в армии.

В г. Москве рассматривается вопрос о придании городской организации РОСТО (ДОСААФ) статуса учебно-методического центра по подготовке водительских кадров в рамках программы обеспечения безопасности дорожного движения.

По инициативе губернатора Московской области Б.В. Громова в Серпуховском районе создан, по отзывам представителей ФАИ, один из лучших в Европе авиационно-спортивных центров для развития самолетного и планерного спорта, первоначальной летной подготовки.

Есть и другие яркие примеры. Но отсутствие должных инструментов регулирования на федеральном уровне, даже при доброй воле региональных властей, тормозит наши партнерские взаимоотношения. Аналогичная ситуация и в военных комиссариатах.

Не могу не остановиться на некоторых особенностях и тенденциях выполнения Государственного оборонного заказа в условиях сокращения сроков военной службы по призыву. Налицо два основных фактора:

  • во-первых, возможности региональных организаций РОСТО (ДОСААФ) и емкость образовательных учреждений позволяют освоить предполагаемые объемы увеличения подготовки специалистов по военно-учетным специальностям;
  • во-вторых, все мы прекрасно понимаем, что готовить призывника XXI века на учебно-материальной базе 70-80-х годов прошлого столетия просто невозможно. Мы подошли к рубежу, когда комплектование войск подготовленными специалистами напрямую будет зависеть от всех нас, от того, как в наших условиях формировались навыки и умение обучаемых, отойдем от привычной для нас критики финансовой составляющей выполнения Гособоронзаказа.

Довольствующие органы Минобороны РФ что имеют, тем и помогают. Время взаимных упреков закончилось.

А что сделали мы с вами - руководители региональных организаций и образовательных учреждений РОСТО (ДОСААФ)? К примеру, за последние два года в школах Московского областного и городского советов, осуществляющих подготовку специалистов по ВУС, совершен подлинный прорыв в формировании современной учебной и лабораторной базы, оснащенной новыми техническими средствами обучения и методик. Это стало возможным благодаря определению каждому из руководителей образовательного учреждения конкретных задач, сроков исполнения и ответственности.

А чтобы у вас не сложилось впечатления, что речь идет о мегаполисах, приведу в пример Луховицкую автошколу РОСТО (ДОСААФ), которую возглавляет майор В.А.Кольцов. Население этого муниципального образования - 39 тыс. человек. В течении 3-х лет план подготовки водителей по ВУС-837 выполняется, произведена реконструкция и капитальный ремонт школы, полностью обновлен парк легковых автомобилей, КТГ армейской техники, срок службы которой превышает возраст самих призывников, составляет 95%.

Ссылаясь на эти примеры, мы понимаем, что в период перехода Минобороны РФ с двухгодичного на одногодичный срок службы по призыву, выполнение ответственных государственных задач по подготовке молодежи к военной службе потребует от нас мобилизовать все потенциальные возможности организации. В сложившейся ситуации образовательные учреждения искренне надеются:

  • на достойное финансирование;
  • обновление военной техники, вооружения и материальных средств;
  • конструктивное взаимодействие с комплектующими военными комиссариатами.

Предлагаем:

  • Программы обучения по ВУС ввести совместным приказом Министерства образования и Минобороны, что позволит лицензировать образовательную деятельность и в перспективе решить проблему выдачи дипломов (свидетельств) государственного образца по освоенной специальности.
  • В связи с сокращением емкости учебной сети Минобороны и необходимостью адаптации выпускников школ РОСТО (ДОСААФ) в войсках, добавить в программы по всем специальностям – предметы общевойсковой, физической и общественно-гуманитарной подготовки.
  • Организовать систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящего и преподавательского состава РОСТО (ДОСААФ) на базе профильных образовательных учреждений Минобороны, соединений и частей.
  • Практиковать учебно-методические сборы, подведение итогов подготовки специалистов по ВУС совместно с военными комиссарами субъектов РФ и руководителями региональных организаций РОСТО (ДОСААФ).