Выступление председателя
Белгородского областного совета РОСТО (ДОСААФ)
Ю.А.Карюкина

В результате многолетней целенаправленной работы региональной Оборонной организации, ее структурных подразделений на сегодняшний день в Белгородской области, по нашей оценке, сложилась работоспособная система взаимоотношений общественной организации и государственных структур в подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах, в проведении военно-патриотической работы среди населения, развитии авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.

Издано постановление № 728 от 20 декабря 1999 года главы администрации Белгородской области Е.С. Савченко «О поддержке деятельности РОСТО», которое ввело в её штат 34 ставки специалистов - инструкторов военно-патриотического воспитания. Еще 3 постановления о поддержке деятельности РОСТО губернатором области были приняты в 2001, 2003, 2004 годах. Ими численный состав специалистов-инструкторов по военно-патриотическому воспитанию доведен до 101 ставки.

Сегодня на этих ставках работает 149 человек. Как правило, эти должности занимают офицеры запаса, спортсмены высшей категории.

Приказом по региональному совету РОСТО все эти ставки введены в штаты наших учебных организаций, спортивно-технических клубов, местных организаций РОСТО (ДОСААФ).

Специалисты-инструкторы осуществляют руководство военно-патриотическими клубами, центрами, секциями. В перечисленных организациях на постоянной основе занимается свыше 9500 юношей и девушек, а привлекается на повременной - свыше 20 тыс. человек.

Организацией работы клубов, секций непосредственно на местах в городах и районах области занимаются координационные советы, созданные при главах муниципальных образований, в состав которых входят заместители глав администраций (руководитель совета), председатели местных организаций PОCTO, начальники управлений и отделов образования, по делам молодежи, военные комиссары и другие представители заинтересованных учреждений и организаций.

Под непосредственным руководством Департамента социальной политики администрации области, активном участии управления по делам молодежи, регионального совета РОСТО (ДОСААФ) на базе двух районов и городов проводятся семинары-практикумы по организации военно-патриотической работы, смотры клубов и учебной базы.

Каждому семинару предшествует 6-месячная подготовка. Таких семинаров проведено в области 14.

Нами проведено 5 слетов военно-патриотических клубов «Армия, Родина, Долг». В них участвуют команды от всех городов и районов области соревнуются по 14-ти военно-техническим видам спорта, в том числе и по прыжкам с парашютом. Основными направлениями работы клубов являются стрелковая, парашютно-десантная, общевойсковая, радио-, морская, подготовки, мотокросс, автомногоборье, картинг, модельные и другие виды спорта.

Так, на базе областного авиационно-спортивного клуба созданы и активно работают в каждом городе и районе 29 ВПК парашютно-десантной направленности.

Парашютистами клубов в 2006 году совершено - 4836 прыжков, из них членами ВПК - 1500 прыжков, спортсменами - 2440 прыжков.

Активно работает в Белгороде военно-морской клуб «Маяк». Достаточно сказать, что за пять последних лет 84 выпускника клуба поступили и учатся в высших военно-учебных заведениях преимущественно морского профиля.

Вся эта работа не могла проводиться без финансовой поддержки областного бюджета. Только на заработанную плату специалистам-инструкторам ежегодно выделяется 8 млн. 147 тыс. рублей, а на материально-техническое обеспечение, ремонт самолетов, приобретение парашютов, приборов, спортивной техники, проведение слетов и семинаров в 2006 году выделено 4 млн. 533 тыс. рублей.

Такое внимание и поддержка деятельности региональной организации обязывают нас повседневно совершенствовать наши взаимоотношения со всеми ветвями власти, особенно на местах, и повышать качество работы руководителей школ, спортивно-технических клубов и регионального совета.

Переходя к вопросу военно-учетных специалистов для Вооруженных Сил, хочется остановиться на следующем. Важным фактором успешного решения задач подготовки граждан по военно-учетным специальностям является поддержка со стороны региональных и муниципальных органов власти, тесное взаимодействие с военными комиссариатами.

В ежегодных постановлениях губернатора по этому вопросу предусматривается производить расчеты за потребление энергоресурсов нашими образовательными учреждениями по тарифам, установленным для бюджетных организаций, рекомендовано местным органам установить дифференцированную ставку земельного налога на уровне, не превышающем 0,05 %.

И эта рекомендация выполнена во всех городах и районах, где расположены наши автошколы и АСК, кроме города Губкина.

Однако решение проблемы по уплате земельного налога только на региональном и муниципальном уровнях является, безусловно, необходимым, но явно недостаточным. На наш взгляд, необходимо на уровне Центрального совета решить вопросы - уменьшить нормативы отводы земли под автодромы, закладывать в калькуляции подготовки специалистов земельный налог и выделять централизованно финансовые средства для уплаты этого налога. Безусловно, кардинальным решением было бы освобождение от уплаты налога на земли, используемые для выполнения государственного оборонного заказа.

На протяжении многих лет ежегодно в областном бюджете предусматривается выделение денежных средств на содержание охраны АСК и 3-х автошкол, так, например, в 2006 году выделено 575 тыс. рублей.

В 2005 году в рамках подготовки к учебно-методическому сбору с руководящим составом образовательных учреждений РОСТО (ДОСААФ) Московского военного округа губернатором области выделено 8 млн. рублей для реконструкции автодрома Белгородской АШ. По оценке руководства сбора и его участников поставленную задачу мы выполнили хорошо.

Осуществляется активное сотрудничество с военкоматами в работе по подготовке граждан по основам военной службы. С этой целью объединенные учебные пункты создаются на базе организаций и учреждений РОСТО области. На эти цели до конца 2006 года планируется освоить 1,5 млн. рублей из средств федерального бюджета.

Перспективы дальнейшего улучшения качества, расширения перечня специальностей, увеличения объемов подготовки военно-обученных специалистов мы связываем с принятием Федеральной целевой программы «Совершенствование системы подготовки граждан к военной службе, в образовательных учреждениях РОСТО (ДОСААФ) на 2007 -2009 годы» при условии замены устаревшей или выработавшей установленный моторесурс военной техники на новую и 100 % финансирование подготовки специалистов.

Характерной особенностью подготовки кадров массовых технических профессий в региональной организации является то, что ею охвачены все города и районы области. Она осуществляется 5-ю автошколами и 14 курсами, созданными при местных советах. Все они имеют статус юридического лица, лицензии на право образовательной деятельности.

Именно из системы курсовой подготовки вытекает объективная необходимость сохранения в будущем (в связи с принятием нового Устава РОСТО (ДОСААФ)) для местных советов статуса юридического лица.

В наших организациях и учреждениях готовится около 30 % от общего количества обучившихся в области. Качество подготовки по данным ГИБДД - одно из лучших в области.

В успешном решении данной уставной задачи приоритетными для нас являются два направления. Первое - работа по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы, подбору и обучению руководящих и педагогических кадров с целью соответствия образовательной деятельности лицензионным требованиям.

Второе - повышение рентабельности подготовки и планомерная работа по устранению недобросовестных «конкурентов». Этому способствует то, что председатель регионального совета является членом областной комиссии по безопасности дорожного движения, а заместитель по ВТП и С - член областной межведомственной комиссии по лицензированию образовательной деятельности в подготовке водительских кадров.

Подводя итоги по вышесказанному, можно сделать вывод - организации РОСТО (ДОСААФ) занимают значимое поле в выполнении национального проекта в плане подготовки будущих защитников Отечества, военно-патриотическом воспитании нашей молодежи.

Решение таких серьезных вопросов возможно только при тесном, взаимовыгодном сотрудничестве с органами государственной власти всех уровней, Министерством обороны, другими заинтересованными ведомствами и организациями.